Природа и Человек, XXI век, июньский номер 2016 года: МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Печать страницы

Природа и Человек, XXI век,  июньский  номер 2016 года: МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

ЧИТАЙТЕ В ЖУРНАЛЕ: Природа и Человек, XXI век, июньский  номер 2016 года   

ЕЛЕНА ГОНЧАРЕВИЧ

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

С раннего детства я очень любила ходить в художественные музеи поначалу с родителями, а затем, став постарше, вместо шумных игр со сверстниками убегала в музей изобразительных искусств им. Пушкина или в Третьяковскую галерею одна. Специфический галерейный дух, с тонкой примесью скипидара или какого-то неизвестного мне лака, казался мне сладчайшим из запахов. Помню, в моём детском мозгу созрел незамысловатый план: «Как бы это было замечательно, если бы мой муж был художником и создавал подобные шедевры, а я сидела бы рядом и благоговейно внимала процессу творчества».

Но из этих детских мечтаний ничего не вышло: я вышла замуж за специалиста по ракетным двигателям. У нас родилось двое сыновей, и уже теперь, с новыми силами, я взялась за осуществление своей мечты — чтобы в семье были художники. Мальчики ходили в художественную школу, и моей задачей стало обеспечивать семейные тылы: чтобы не угасал семейный очаг, чтобы было, что поесть и во что одеться. А летом, на даче, я наслаждалась созерцанием того, как дети писали виды близлежащей местности.

Старший сын окончил Художественно-промышленный университет имени Строганова, известный в среде художников как «Строгановка», кафедру реставрации, сейчас работает по выбранной профессии. Младший сын тоже успешно окончил художественную школу, но выбрал профессию журналиста.

И вот наступил в моей жизни период, тот самый, пенсионный, когда ещё энергии хоть отбавляй, но приложить её стало некуда. Я оказалась в положении моряка, которого списали на берег. Теперь какие у меня варианты? Сесть на лавочку около дома и обсуждать с пожилыми соседками последние местные новости и таким образом тихо провести оставшиеся годы жизни?

Конечно, в пенсионном возрасте есть своя прелесть: не надо вставать спозаранку, страдать в душном транспорте, отчитываться перед начальством… Ещё есть относительная свобода — можно делать то, что хочется. Но главное при этом всё же понять, а что же тебе по-настоящему хочется. Раз нельзя выйти замуж за художника (увы, для этой мечты я уже старовата), значит, рассуждая логически, можно попытаться самой стать художницей.

Как правило, принимаем решение мы легко, проблемы начинаются, когда дело доходит до воплощения мечты. В моей истории облегчающим моментом послужило наличие в доме «орудий производства» для живописи: подрамники с натянутыми на них холстами, краски, этюдник. Дело было за малым: сделать первый шаг. И я его сделала, правда, вдохновляемая младшим сыном. Он совершенно уверенно заявил мне в ответ на мои душевные терзания: «Мама, у тебя всё получится».

Так я взялась за кисть и краски. Конечно, не было никакого опыта. Но были в голове образы и сюжеты, которые надо было как-то перенести на холст. Хуже или лучше, но картины получались довольно интересными, c необычными сюжетами. Поначалу их даже трудно было отнести к какому-либо жанру живописи: портрет, натюрморт, пейзаж или жанровая живопись.

Свои первые пробы кисти я продемонстрировала искусствоведу Наталье Фёдоровне Вяткиной. Работы она одобрила и посоветовала пойти учиться в Заочный народный университет искусств. Именно там постигали основы мастерства многие художники, приходящие в живопись в зрелом возрасте.

Я задумалась: а может, и правда рискнуть? Но ведь нужно, наверное, показать какие-то работы при поступлении? Приобрела альбом и стала рисовать пастелью цветы на своей даче. Соседка Лена, заметив мои упражнения в рисунке, окинула их придирчивым взглядом и авторитетно заявила: «У тебя нет фона, так не пойдёт, обязательно нужен фон». Так я получила первого наставника и критика. В подобном творческом поиске прошло лето 2009 года. К исходу сезона рисунок стал более уверенным и в композиционном, и в колористическом решении.

Осенью, вооружившись драгоценным для меня альбомом, я отправилась в Университет искусств. Там выяснилось, что принимают всех желающих, и даже не так важно, что вы создали, как художник, к этому моменту. Гораздо важнее была твёрдая решимость идти по выбранной дороге. Студенты университета — люди молодого и среднего возраста, но встречаются и пожилые граждане.

Молодых терзает мысль: правильно ли они выбрали профессию? В зрелом возрасте уже не может быть подобных метаний, в жизни ты уже совершил всё, что было необходимо, а теперь можно делать то, к чему лежит душа. Главное, не мешать самому себе, «не бить себя по рукам», не говорить: «Ну что ты такое придумала, а что скажут друзья-соседи, я, мол, уже стара для этого и прочее…» Конечно, можно себя вечно тормозить, но так легко навсегда остаться на скамейке зрителей.

Всегда конструктивнее действовать, правда, не особенно посвящая окружающих в свои «наполеоновские» планы. Почему я так много уделяю этому внимания? Потому что делюсь своим собственным опытом.

Нелегко даме-пенсионерке выйти из дома в боевом снаряжении начинающего художника: с большой чёрной папкой для рисунков и этюдником наперевес. Тут самое главное — преодолеть «полосу препятствий» собственного района, где тебя все знают. Как только вы попали в метро, вы уже находитесь в «зоне безразличия», где никто ни на кого не обращает внимания. Самое большее, что вы заметите, это слегка заинтересованные взгляды в вашу сторону. Но к этому постепенно привыкаешь, главное — сделать вид, что ничего необычного в вашем облике нет.

И вот, представьте, что вы ушли с истоптанных тропинок и с заезженных автомобилями дорог и углубились с альбомом и красками в дивный лес. Здесь поют птицы и распускаются цветы. Вы почувствуете вкус росы и запах свежего весеннего утра. Живопись поможет вам раскрыться, освободить свои чувства и эмоции, отдохнуть, успокоиться, набраться сил. А это уже немало.

Однако поначалу ко всему, что со мной происходило, я относилась, как к эксперименту. За отсутствием лабораторных мышей или крыс, я, как истинный учёный, производила опыты на себе. Ведь никому не запрещён путь в искусство, особенно в живопись. И любой может пройти тот же путь, что и я. Никаких особых данных для занятий живописью у меня не было, кроме неясных желаний и фантазий. И, тем не менее, поскольку я сохранила все работы, выполненные за время обучения, то не надо быть особым специалистом, чтобы увидеть какой разительный прогресс произошёл.

А в самой необходимости любых совместных занятий для людей пенсионного возраста я не раз убеждалась, когда ещё работала в центре социального обслуживания населения в качестве инструктора по труду. Но почти всегда сталкивалась с одним печальным феноменом. Пожилые люди, едва начав общаться, уже стремятся рассказать собравшимся непременно самую горькую историю своей жизни. Каждый следующий рассказчик использует для этого всё более мрачные краски и сюжеты. От такого «общения» остаётся очень тягостное впечатление.

Поэтому, отправляясь на занятия живописью, я старалась ощущать себя молодой, старалась свои страдания и боль одиночества запереть в «старый чемоданчик» и запрятать его в самый тёмный уголок своего воображаемого чердака. Оказаться в компании более молодых людей действительно довольно сложно, причём в положении равноправного участника, а не зрителя. Главное — не лезть к ним со своим жизненным опытом и, как теперь говорят, «не грузить» лишний раз. Но зато ничто так не заряжает оптимизмом, желанием жить и творить, как присутствие рядом талантливой молодёжи.

Так что положительный психотерапевтическй результат своего эксперимента я предполагала заранее. Но он превзошёл все мои ожидания! Как-то незаметно, втянувшись в занятия, тратя на любимое дело массу свободного времени, я перестала ходить по врачам, сдавать бесконечные анализы, проходить обследования и пить на всякий случай для профилактики разные таблетки.

Ничего не хочу сказать плохого о наших врачах, но, наверное, в моём случае физическое состояние было удовлетворительным и вполне соответствовало возрасту. Больше всего систематические занятия живописью благотворно повлияли на моё эмоциональное состояние. Когда человек чем-то серьёзно увлечён, он меньше ноет и жалуется, пытаясь вызвать сочувствие окружающих, перестаёт придумывать себе болячки, забывает о тех, которые уже существуют. И эти самые болячки вдруг покидают тебя.

Постоянно на занятиях, общаясь с другими людьми, поневоле становишься общительней, веселее, у тебя не остаётся времени на уныние. Кто-то расскажет, на какую выставку ходил, что видел, что понравилось, другой набрёл на дешёвый магазин для художников и советует всем отправиться туда. Время проходит в хлопотах: то краска закончилась, то холст нужен, — едешь в магазин, тащишь всё на себе. Вот и полезная прогулка, а заодно и тренировка.

Пришлось завести себе ежедневник. Расписываю всю неделю наперёд: день занятий, музейный день, прогулки-покупки, встречи. Каждый человек может чётко организовать свою жизнь, нужно сделать небольшое усилие, и всё получится. Стараюсь ходить на все основные выставки, проходящие в Третьяковской галерее, Доме художника, в Музее изобразительных искусств. Эти посещения дают огромный как эмоциональный, так и энергетический заряд.

Посещая выставки, я «даю волю» своим глазам, хочется буквально впитать в себя то, что видишь, и унести в душе, не расплескав ни капли. Как именно происходит переработка этой позитивной зрительной информации в мозгу, я не очень представляю, но после каждого посещения выставки во мне происходит позитивный творческий рост. Он всегда выражается в более смелом цветовом решении моих картин или в неожиданной композиционной находке.

При посещении музеев стали случаться со мной и приятные курьёзы. Предъявляю как-то свою «карту москвича», чтобы мне дали льготный билет, как пенсионеру. А бдительная билетёрша говорит: «Как вам не стыдно! Это ведь не ваш документ, а, наверное, вашей мамы». Первый раз после такого комплимента я весь день ходила счастливая… Наверное, я и на самом деле в последнее время сильно изменилась: сделала другую, современную причёску и стала выглядеть значительно моложе, что заметили и парикмахеры, и соседи. Даже чувствую, что в глазах появился лукавый огонёк, весьма нехарактерный для дам почтенного возраста.

И вот я стала учиться под руководством профессиональных преподавателей-художников. У каждого своя методика преподавания: одни помогают тебе справиться с рисунком, другие — почувствовать форму предметов и магию светотени. Познание формы является основой живописи, потом уже идёт освоение водных красок: акварели, гуаши. Как говорят художники — «необходимо расписаться!». Я постоянно делала разные мелкие наброски то карандашом, то ручкой, то фломастером.

Буквально через два месяца с начала занятий в университете я уже стояла перед чистым холстом, собираясь писать свой первый натюрморт масляными красками. Всё по-настоящему: масляные краски, палитра, кисти. Один вид этих орудий живописи приводил меня в трепет. Что уж говорить о натюрморте, составленном из букета гладиолусов, персиков и грозди винограда на фоне разноцветных драпировок. Мне казалось, что это просто невозможно передать на холсте, но деваться было некуда — надо начинать.

Как в известной поговорке: глаза боятся — руки делают. Прошёл месяц занятий, и первый натюрморт был завершён. Как же он был мне мил! Воодушевлённая своими первыми, может быть, маленькими, но победами, я принялась уже за более сложный натюрморт с куклами в стиле ретро.

Атмосфера, царившая в мастерской, всегда была дружеской, что помогало справиться со своей творческой робостью. Периодически ходил преподаватель, подсказывал, одобрял, да ещё товарищи по кисти тоже всегда готовы были поучить уму-разуму. Так что совместными усилиями удалось преодолеть все препятствия на пути к моей мечте. Ощущение творческого и душевного полёта не покидает меня всё последнее время.

Результатом года моего обучения стала персональная выставка картин под названием «Растительная жизнь», в которую вошли 17 работ из написанных в последнее время. К тому же я успела поучаствовать ещё в трёх выставках, две из которых были посвящены 140-летию со дня рождения И. Бунина, и в «Фестнаиве 2010» (фестиваль наивного искусства).

Но главное, мне удалось добавить в свою «жизненную палитру» много ярких оттенков — познакомиться с огромным количеством новых людей, найти среди них друзей и единомышленников, что очень важно в зрелом возрасте. И даже такая любопытная подробность: захотелось всерьёз поработать над своей внешностью.

Я и вправду стала выглядеть моложе, причём для этого мне не понадобилось пластических операций, достаточно оказалось искусства парикмахера, сделавшего удачную стрижку, а затем поддерживать волосы в должном виде, поучиться искусству макияжа.

Я говорю об этом не ради того, чтобы похвастаться, просто предполагаю, что эта история может оказаться поучительной или даже вдохновляющей для тех, кто, уйдя на пенсию, стоит сейчас на перепутье и в растерянности раздумывает, что делать и как жить дальше?

Если всё у меня получится, может быть, буду преподавать таким же неугомонным пенсионерам, как я сама. Ну, и конечно хочется продолжать писать картины и идти по этому увлекательному пути, развивая открывшиеся у меня способности. Осуществляйте свои мечты, не важно живопись это или что-то другое, не сидите дома, дерзайте, творите, и у вас всё получится!

Культура , , ,

Последние записи

Оставьте Ваш комментарий

You must be logged in to post a comment.

Архив по датам

Май 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Авг »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031