Природа и Человек, XXI век, ноябрьский номер 2015 года: ЗОЛОТОШВЕЙКИ

Печать страницы

Природа и Человек, XXI век, ноябрьский  номер 2015 года: ЗОЛОТОШВЕЙКИ

ЧИТАЙТЕ В ЖУРНАЛЕ: Природа и Человек, XXI век, ноябрьский номер 2015 года   

ГЕРМАН АРУТЮНОВ

ЗОЛОТОШВЕЙКИ

В наших музеях русской старины часто можно увидеть чудесной красоты покрывала, вышитые золотом, о которых экскурсоводы с гордостью говорят: «А вот это вышивала и подарила такому-то монастырю постриженная в монахини Соломония Сабурова, первая жена князя Василия III, или Евдокия Лопухина, первая жена Петра…»

Художник Юрий Сергеев увидел подобный покров в музее Сергиева Посада. Узнал, что в маленьком Торжке есть золотошвейный промысел, съездил, посмотрел, понаблюдал за мастерицами. И загорелся написать картину. Тем более что из художников на эту тему никто ничего не писал.

Сюжет подсказала Библия — эпизод, где Богоматерь в руках держала икону. А когда увидел в одном владимирском селе в деревянной церкви старый подсвечник с двуглавым орлом (точку отсчёта, искорку), понял: пора браться за кисть.

Перед нами мастерская золотошвейного дела в женском монастыре. Здесь царит атмосфера большого сосредоточения, потому что эта работа требует концентрации, похожей на пламя свечи. Девушка только что сняла с пяльцев сделанную работу — Оранту (молящуюся Богоматерь в окружении ангелов) и, скромно потупив взор, показывает её наставнице.

В этой кропотливой уединённой работе помимо смирения и терпения ещё и духовный подвиг. Это удивительно, потому что человеку не дано подвигнуться, замахнуться на духовное. Человек — материальное существо. Как Бог говорил Адаму, изгоняя его из Рая: «Будешь ползать в прахе и есть прах». Тут прикоснуться к Божественному… Не всем дано. А тут удалось. Подвиг, почему и говорят «подвигнуться», то есть подвигнуть себя на другой уровень, подвинуть себя вверх.

Всё вроде пока шло обычным порядком. Пришла наставница, девушка ей показывает свою работу. Наставница сейчас что-то ей подскажет. Будни, ничего выдающегося. И вдруг наставница, рассматривая работу, оторопела — она увидела, что произошло нечто очень важное, совершилось чудо — девушка соткала Божественное, сотворила Богоматерь. И наставница, чувствуя, что и в неё уже проникает Божественная Благодать, потрясена, буквально вцепилась в раму (это видно по правой руке). И как бы говорит про себя: «Матушка, ты не понимаешь, что ты сделала…»

И действительно, самому-то мастеру или мастерице это, может, и не дано вначале увидеть, понять, что вышло из-под его или её рук. Как в фильме А.Тарковского «Андрей Рублёв», когда Данила Чёрный на все сомнения и муки Андрея говорит ему: «Да ты посмотри, ты сам-то понимаешь, какую красоту ты сотворил! Ты же Божественное сотворил!»

В самом деле, поразительно: когда мастер или художник начинает работу, перед ним самые прозаические материалы — нитки, ткани, проволочки, ленточки, клубочки. И из этой мишуры вдруг появляется нечто Божественное. Как у Анны Ахматовой:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

Это замечали, об этом говорили и писали многие художники-классики: М. Нестеров, В. Васнецов, И. Билибин. Даже авангардисты, например,  В. Кандинский: «Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным и мистическим образом».

Как из обычного материального вдруг рождается духовное? Это — всегда чудо, и происходит оно повсеместно, едва ли не с каждым из нас. То есть духовное растворено в материальном мире, заложено, запроектировано в нём, и человек, как инструмент Бога, своим трудом освобождает духовное, воплощает его, подобно Творцу. Почему и говорят, что мы созданы по образу и подобию Божию. А значит, способны творить.

Но дух, проявляясь, начинает одухотворять и всё вокруг. Вот вторая девочка, до сих пор у неё была зависть к работе подруги, корысть, мысли типа «чем я хуже этой, ей просто повезло, что наставница благословила её на такую работу, а меня нет, ей всё внимание наставницы, а ко мне нет…»

Но теперь и в неё начинает проникать Благодать, идущая от вышитой иконы. Она с удивлением обнаруживает, что ей уже и злиться не хочется и незачем. Наоборот, на неё нисходит смирение, благолепие, умиротворение. Она начинает благоговеть перед иконой, как перед святыней.

Без духовных чувств (смирения, благоговения, благодарности) внутри нас не родится духовное.

Одна молодая послушница жалуется другой: «Наша настоятельница всё мне не даёт и не даёт покров шить. Я уже и на огороде две недели работала, и на хоздворе навоз разгребала, а она всё не допускает. Даже спросила у неё:“Матушка, когда же разрешите вышивать?” Молчит».

Девушка не понимает, что идёт подготовка, накапливание в ней смирения, терпения. Не понимает, что материальное в материальном (низкие чувства при низкой работе) не приближает к чуду. Но если в материальном взрастёт духовное (при тяжёлой работе светлые мысли), значит, с рук человека в материальные вещи будет перетекать духовность. То есть всё, что мы делаем в жизни обыденно, обыденным и будет, чуда не жди. И наоборот, если мы что-то делаем благоговейно, получается чудо.

Золотошвейное дело учит упорству — начал работу, доведи её до конца. А ещё золотошвейное дело учит привычке трудиться долго. Некоторые Покровы вышивали несколько десятков лет. И не считали, что жизнь проходит. Вот чего нам не хватает — смирения и терпения. Между тем как становление любого дела, реализация любой цели, любой идеи — это 8—10 лет. Становление той или иной науки — 20 лет.

Духовное встречается редко, как невиданной красоты цветы. Преобладает, к сожалению, обыденность. Вот и здесь, на картине, на заднем плане суета сует, течёт будничная жизнь — другие монахини рассматривают образец или заготовку, планируя новую работу. Там духовного ещё нет, оно пока скрыто в замысле, поэтому и позы и жесты персонажей будничны и обыденны. Испытать потрясение от рождающегося чуда им ещё предстоит.

В принципе чудо (как переход от материального к духовному, превращение одного в другое, когда материя структурируется) запрограммировано во всём. Шьёт мастерица, шьёт и вдруг — бах, «вспыхнуло», количественное через повторы переходит в качественное, по невидимой цепи начинает пульсировать невидимый ток. Почему в золотошвейном деле это происходит? Потому что для всего нужен настрой, обряд, как служба в храме, где все чудеса (например, исцеление, мироточивость икон или проступание ликов святых на стенах) происходят после службы.

И в творчестве тоже нужен настрой, нужен обряд, как в храме, начиная с благословения батюшки. В храме вообще всё делается с благословения. Нельзя — значит нельзя. А можно — значит уже создана предпосылка для чуда, для перевода части материи в энергию.

Почему такими успешными (заложили основы нашей отечественной промышленности и торговли) были все старообрядцы (купцы, промышленники)?

Потому что они все чтили традиции. Когда ты повторяешь то, что делали твои предки, ты совершаешь обряд. Повторение одних и тех же действий (в работе, в быту, в еде), благоговейное отношение ко всему, что делаешь, терпение и смирение — вот что предваряет чудо.

Для того чтобы произошло одухотворение, то есть чтобы в материальном проявилось духовное, не обязательно оказаться в монастыре, не обязательно заниматься золотым шитьём, не обязательно, чтобы это было 28 августа, День Успения Богоматери, Которой посвящена работа, или 12 июня, Духов День, когда Христос, убеждая апостолов в Своём Воскресении, ниспослал им сошествие Святого Духа, или 14 октября, День Покрова Пресвятой Богородицы, который, как правило, чаще всего вышивают золотошвейки. Главное — наше состояние души, а внешние факторы только такому состоянию способствуют. Каким оно должно быть? В первую очередь — светлым, чистым от низких помыслов, кротким и умиротворённым, то есть таким, какое возникает у золотошвейки, не спеша вышивающей образ Богоматери.

Одного священника в Духов День спросили: «Батюшка, а что означает “быть не в духе?” Он ответил: «Когда нас одолевают разные заботы, мы “не в духе”, то есть забываем о Боге, о том Свете, Которым Он является и Который Он зажёг в нас. Этот Свет горит в нас, когда мы вспоминаем о Нём. Быть в духе, значит, быть в Свете, значит, помнить о Нём».

 

Культура , , ,

Последние записи

Оставьте Ваш комментарий

You must be logged in to post a comment.

Архив по датам

Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031