Природа и Человек, XXI век, майский номер 2015 года: НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ

Печать страницы

Природа и Человек, XXI век, майский  номер 2015 года: НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ

ЧИТАЙТЕ В ЖУРНАЛЕ: Природа и Человек, XXI век, майский номер 2015 года   

ИГОРЬ МИКУЛЁНОК

НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ

Современный зритель абсолютно не страдает от недостатка кинофильмов. Сегодня на многочисленных телеканалах демонстрируют боевики и вестерны, мелодрамы и фантастику, музыкальные и приключенческие фильмы. Но нередко, переключаясь с канала на канал и попав на один из отечественных фильмов второй половины прошлого века, невольно откладываешь в сторону телевизионный пульт и в очередной раз с удовольствием смотришь старую ленту.

Почему мы так небезразличны к этим фильмам, нередко снятым на чёрно-белую киноплёнку и лишённым присущих современному кинематографу всевозможных спецэффектов? Возможно, потому что раньше большинство киноактёров не просто играли роль, а жили ею. И среди них особо выделялись те, кто прошёл суровые фронтовые дороги. Актёры-фронтовики всегда поражали зрителя достоверностью своей игры, неиссякаемой добротой и жаждой жизни.

Одним из самых известных актёров-фронтовиков был выдающийся советский клоун, народный артист СССР Юрий Владимирович Никулин (1921—1997), сыгравший в таких любимых фильмах, как «Они сражались за Родину», «Двенадцать дней без войны», «Ко мне, Мухтар!», «Неподдающиеся», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Бриллиантовая рука», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Старики-разбойники», «12 стульев» (1971, режиссёр Леонид Гайдай) и множестве других.

Служил Юрий Никулин в одном из наиболее опасных родов войск —  зенитной артиллерии, бойцы которой, не имея никакой защиты, один на один сражались с вражескими самолётами, вооружёнными пушками, пулемётами и бомбами.

Из воспоминаний Юрия Никулина: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Всё дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне всё спокойно.

Начинается обстрел. Ты слышишь орудийный выстрел, потом приближается звук летящего снаряда. Сразу возникают неприятные ощущения. В те секунды, пока снаряд летит, приближаясь, ты про себя говоришь: “Ну вот, это всё, это мой снаряд”. Со временем это чувство притупляется. Уж слишком часты повторения.

Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идёт из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто.

Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало».

Трудно сказать, как сложилась бы судьба Юрия Никулина на фронте, особенно в тяжелейших условиях Ленинградской блокады, если бы не присущее ему удивительное чувство юмора: «В трудные годы в короткие часы и минуты отдыха мне часто помогало чувство юмора.

Вспоминаю такой эпизод. Всю ночь мы шли в соседнюю часть, где должны были рыть траншеи.

Темно, дождь, изредка вспыхивают осветительные ракеты. Пришли мы на место измученные, промокшие, голодные. Худой майор подошёл к нашей группе и спросил:

 — Инструмент взяли (он имел в виду лопаты и кирки)?

 — Взяли! — бодро ответил я за всех и вытащил из-за голенища сапога деревянную ложку. Все захохотали, майор тоже. Настроение у нас поднялось».

Или такой случай: «До этого мы не спали несколько ночей — страшно устали, промокли. А из-за оттепели всё раскисло. Кругом грязь. Сыро. Противно. Зашли в пустой немецкий блиндаж, зажгли коптилку и достали сухой паёк: колбасу, сухари, сахар.

Стали есть. И тут увидели, как по выступающей балке спокойно идёт мышь. Кто-то на неё крикнул. Мышь не обратила на это никакого внимания, прошла по балке и прыгнула к нам на стол. Маленькая мышка. Она поднялась на задние лапки и, как делают собаки, начала просить еду. Я протянул ей кусочек американской колбасы. Она взяла её передними лапками и начала есть. Мы все смотрели как заворожённые.

Видимо, просить еду, не бояться людей приучили мышь жившие в блиндаже немцы.

Петухов замахнулся автоматом на незваную гостью. Я схватил его за руку и сказал:

 — Вася, не надо.

 — Мышь-то немецкая, — возмутился Петухов.

 — Да нет, — сказал я. — Это наша мышь, ленинградская. Что, её из Германии привезли? Посмотри на её лицо…

Все рассмеялись. Мышка осталась жить.

(Когда после войны я рассказал об этом отцу, он растрогался, считая, что я совершил просто героический поступок)».

…Призванный в армию 8 ноября 1939 года семнадцатилетним пареньком, Юрий Никулин прошёл от первого до последнего дня две войны — Финскую и Великую Отечественную — и в звании старшего сержанта был демобилизован только 18 мая 1946 года. Был контужен, неоднократно лечился в госпиталях, а обмороженные ещё во время Финской войны ноги напоминали о себе до конца жизни. По словам Юрия Владимировича «в армии я понял цену жизни и куска хлеба». За свои ратные подвиги он был удостоен медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Кроме Юрия Никулина одну из главных ролей в «Бриллиантовой руке» исполнил и народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов (1922—1987), также сыгравший в таких фильмах как «Живые и мёртвые», «Белорусский вокзал», «Адъютант его превосходительства», «Служили два товарища», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Человек ниоткуда», «Приходите завтра», «Дети Дон Кихота», «Берегись автомобиля», «12 стульев» (1976, режиссёр Марк Захаров) и многих других.

Анатолий Папанов воевал с первых дней войны. Был старшим сержантом, командиром взвода и так же, как и Юрий Никулин, воевал в зенитной артиллерии. В 1942-м под Харьковом получил тяжёлое ранение ноги и в двадцать один год стал инвалидом третьей группы.

 

05-15-03-4

Первые дни войны были особенно тяжёлыми. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» — позже вспоминал Анатолий Дмитриевич. Интересно, что одну из самых ярких и значительных своих ролей — генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова «Живые и мёртвые» — Папанов долго не решался сыграть, мол, на фронте был сержантом, а здесь нужно играть генерала…

Одним из величайших комедийных актёров советского кинематографа был заслуженный артист РСФСР Алексей Макарович Смирнов (1920—1979), блестяще сыгравший в таких кинолентах как «Полосатый рейс», «Деловые люди», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Операция “Ы”…», «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Семь стариков и одна девушка», «Огонь, вода и… медные трубы» и многих-многих других. Однако одной из наиболее значительных ролей Алексея Смирнова стал легендарный авиамеханик Макарыч из кинофильма «В бой идут одни “старики”». В образе Макарыча зрители впервые смогли оценить потрясающий драматический талант Смирнова, но, как с горечью заметил сам актёр: «Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра».

05-15-03-6

 

С началом Великой Отечественной войны Смирнов отправился на фронт добровольцем. Служил химинструктором, а затем — командиром огневого взвода артиллерийской батареи миномётного полка. Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей, Смирнов также руководил художественной самодеятельностью полка. В конце войны во время одного из боёв он был тяжело контужен и после лечения в госпитале комиссован.

За годы войны Алексей Макарович был награждён орденами Красной Звезды и Славы II и III степеней, а также медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», однако о своих подвигах он рассказывать не любил. Многие узнали о них, лишь когда журналисты разыскали его наградные листы. Вот выдержки из некоторых из них:

  • «9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных арт-налётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров»;
  • «20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силой до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев. Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев»;
  • «Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трёх гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулемётный и артиллерийско-миномётный обстрел, с расчётом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер».

В апреле 1979 года, узнав о смерти погибшего в автокатастрофе своего друга Леонида Быкова, Смирнов был госпитализирован. В день выписки из больницы,
7 мая, Алексей Макарович решил отблагодарить врачей небольшим банкетом. К тосту за День Победы кто-то добавил: «Когда смотрю “В бой идут одни «старики»”, всегда плачу…» Это напомнило Смирнову о смерти друга — Алексей Макарович помрачнел и ушёл в палату. Когда врач заглянул к нему, актёр был уже мёртв… После смерти Алексея Макаровича Смирнова его коллега актёр Ролан Быков сказал: «Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо… Место, которое он занял, было вакантно до него и остаётся таковым поныне».

 

Культура , , , , , ,

Последние записи

Оставьте Ваш комментарий

You must be logged in to post a comment.

Архив по датам

Май 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031