Природа и Человек, XXI век, августовский номер 2013 года: ДУША НАРОДА

Печать страницы

Природа и Человек, XXI век,  августовский  номер 2013 года: ДУША НАРОДА

ЧИТАЙТЕ В ЖУРНАЛЕ: Природа и Человек, XXI век, августовский  номер 2013 года   

Герман АРУТЮНОВ

ДУША НАРОДА

Загадка России, как страны невероятной силы, как бы свёрнутой в пружину, но мощно распрямляющейся в минуты опасности, всегда удивляла иностранных военных историков и писателей. Впрочем, почему только иностранных? Наших тоже. Недавно ушедший из жизни замечательный писатель-фронтовик, автор повести «А зори здесь тихие» Борис Васильев говорил: «Ни одной страны с таким скрытым запасом прочности в мире просто нет — достаточно вспомнить, что делалось со страной в предвоенные годы, тем не менее, войну она выиграла. История наша так устроена, что мы проигрываем только бессмысленные войны. Если речь идёт о выживании страны, Россия проиграть не может в принципе…»

Причину этой силы Борис Васильев видит в XIX веке, когда после 1812 года, по его словам, «мы пережили взлёт, который переживает каждая нация, когда накопление её интеллектуального и человеческого ресурса приводит к качественному скачку. Дело даже не в том, что в XIX веке у нас были наилучшая литература и наилучшая музыка; у нас была страна лучшей в мире нравственности, самая патриотична страна…»

Мне вспомнились эти слова Василь-ева на спектакле «Как француз Москву брал» Московского историко-этнографического театра. Театру, на мой взгляд, удалось показать истоки этой самой нашей силы — русское народное сознание. Удалось выразить душу русского народа в самых разных её проявлениях: в вере, в чистоте, в наивности, в гневе, в великодушии. Причём не в героических условиях, на поле боя, в дыму сражения, а в самых, казалось бы, невыгодных. Ведь действие спектакля происходит не в 1812 году, а в середине XIX века, и не на поле сражения, а в стенах Измайловской Николаевской военной богадельни, где доживают свою жизнь призреваемые государством ветераны и инвалиды, герои Отечественной войны 1812 года. Хотя почему доживают? Живут, работают, занимаются делами, ходят на рыбалку, общаются, шутят, подначивают друг друга, спорят да ещё и разыгрывают народную драму «Как француз Москву брал».

Тем и интересен историко-этнографический театр, кстати, единственный у нас в России, что разные явления и понятия нашей российской жизни он исследует, показывая, представляя нам эту самую жизнь. Причём в бóльшей степени не через верха, не через интеллигенцию, которая могла осознать себя и мир и всё время это делала в дневниках, в письмах, в журналистике и художественной литературе, в театре, в музыке, в живописи, а через простой народ. Тем труднее это представление, что народ наш не рассказывает о своей жизни, а просто живёт ею. И подсмотреть эту жизнь, воспроизвести её во всех красках намного сложнее, чем жизнь среднего дворянства или высшей аристократии — мало документов, мало свидетельств, мало описаний.

Поэтому художественный руководитель историко-этнографического театра Михаил Мизюков действует по вертикали, то есть интуитивно проникает в другое время через точную настройку: музыку, живопись, обстановку, предметы быта, одежду, особенности речи. Это и позволяет ему оказаться как бы в виртуальной машине времени, то есть улавливать волну другой эпохи и, считывая с неё недостающее, восстанавливать всю картину.

Точная настройка на другое время начинается с первых же минут спектакля, когда мы оказываемся прямо в палате Николаевской Измайловской военной богадельни, воссозданной с документальной точностью… Казарменный строгий порядок. Два ряда коек под серыми одеялами с прикроватными тумбочками. Тёмно-зелёные форменные сюртуки с вышитыми литерами, по-солдатски сложенные на кроватях. Портрет государя императора Николая Павловича.

Два солдата-ветерана, Сидор Поликарпович и Мирон Матвеевич, одетые в те самые форменные сюртуки, неспешно беседуют меж собой о том о сём. О том, кто как сюда попал, об их соседе по палате Афанасии Кузьмиче, который слегка тронулся умом-разумом, караул у портрета императора несёт, часовым себя воображает, кричит: «Проходи, не задерживайся». Беспокоятся, как бы доктор его не увидел при обходе — того гляди, увезут в психушку. Вот вернулись двое ходивших ловить рыбу. Ничего не поймали, но «лещ вот такой сорвался, завтра уж точно споймаем…». Пришёл добродушный молодой врач Александр Христофорович, поспрашивал, как у кого со здоровьем, какие проблемы. Чтобы не маялись животами, запретил всем есть зелёные дикие яблочки, что растут рядом с богадельней, да пить сырую воду. Узнав про новоиспечённого «часового», не стал писать рапорт, а своей властью «снял его с поста».

На первый взгляд самые обычные больничные будни военного госпиталя или Дома отдыха для пожилых людей. Разве что одна особенность: никто из ветеранов по-стариковски не ворчит, не жалуется ни друг другу, ни доктору на плохой уход, некачественную пищу, сквозняки. Наоборот, когда их кто-нибудь об этом спрашивает, шутят: «Какие наши тут дела, живи, не тужи, да за царя Богу молись, сам помер, а нас не оставил».

Главное — солдаты-ветераны не злобствуют и не проклинают свои раны, войну и друг друга. Наоборот, светло воспринимают жизнь, смиренны и благодарны. Это наследие Суворова, он воспитал такое военное поколение. И этот пример для всех времён…

Культура , ,

Последние записи

Оставьте Ваш комментарий

You must be logged in to post a comment.

Архив по датам

Июль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Сен »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031